Александр Самойленко,
рок-музыкант, лидер группы «ТОМАС»:
«Нам не нужны первые места в хит-парадах!»

Надо очень сильно постараться, чтобы в городе Челябинске встретить музыкантов, довольных жизнью. Но есть и исключения. «У нас все хорошо, а я - счастливый человек», - повторяет лидер группы «Томас». Александр Самойленко родился в 1968 году в Магнитогорске. Обучался в музыкальном училище по классу флейты, потом ушел в армию, а после его захлестнула-завертела рок-н-ролльная жизнь. Как живется челябинскому рок-музыканту в нерок-н-ролльном 2004-м году? Какие проекты группа намеревается воплотить в жизнь? Какие песни войдут в их новый альбом? Об этом – Александр Самойленко в интервью нашему сайту. 

- Александр, я не стану спрашивать об истории группы «Томас», но расскажите, как стилистически менялась музыка коллектива на протяжении этих лет? 

- Можно начинать с истоков – с того времени, когда существовала группа «Томас Гавк». Но это будет не совсем правильно, поскольку тот коллектив распался в 1991-м году, и до 1995 года группы не было. Группа «Томас» появилась в 1995-м году. Направление, которое мы взяли тогда – гитарная музыка без использования клавиш. Мы стараемся следовать этому курсу и по сей день. Были у нас эксперименты какие-то – альбом «Комета», например, - заигрывание с семплерами. Но саунд как был выбран, так мы в нем и находимся. Вообще же, если песни рождаются, их можно исполнять и сидя на кухне у себя дома под гитару. А аранжировка – это только одежда песни. Мы играем классическим составом – три гитары и ударные. Стараемся держаться этой ниши. 

- Когда мы договаривались о встрече, вы сказали, что сегодня еще идете на репетицию. То есть все продолжается, вы репетируете? 

- Да, конечно. Когда у нас нет концертов, мы репетируем. Круг нашей жизни очень прозаичен: концерты, репетиции, работа в студии… 

- График жизни сейчас вообще какой? 

- Он не нормированный. Сегодня ты можешь заснуть по-человечески в 11 часов вечера, а когда концерты играем, ты возвращаешься домой, может быть, заполночь или даже утром. О каком-то режиме здесь речь не идет. 

- Сейчас у вас период репетиций? 

- Да, но скоро начнутся выступления. До этого у нас были концерты в течение полутора месяцев. Мы ездили в Магнитогорск, в Москву, в Воронеж… Сейчас репетируем и стараемся подбирать всем удобный график работы, потому что некоторые участники группы помимо музыки занимаются другими делами. Например, барабанщик группы Владимир Николаенко работает администратором в летнем ресторане «Сицилия», бас-гитарист Юрий Бахматов тоже работает, гитарист Михаил Адимов дает уроки по классу гитары, бывает, работает на студии с другими музыкантами. 

- Ждать ли новых альбомов от вас? 

- Мы два года пишем альбом, причем делаем это совершенно самостоятельно. Последний наш альбом - «Командор» вышел весной 2002 года, после этого мы начали работать над новым. Планируем записать порядка 20 песен, выберем из них 12–13 треков. В настоящее время идет подготовка к записи двух песен. 

- Предыдущий альбом вы записывали в Москве? 

- Да, мы работали в московской студии. Там были сроки, был бюджет, и вся запись заняла примерно два месяца. Труд, конечно, очень большой… Этот альбом мы делаем не спеша, очень осмысленно. 

- Ваши пути с компанией Sony music разошлись? 

- Да, мы находимся в стадии развода. Это очень долгий и мучительный процесс. У нас есть предложения от других компаний, но не все так просто. Фирма поменяла направление своей деятельности, она потеряла интерес к рок-музыке. 

- Это оказалось коммерчески невыгодным? 

- Очевидно, да. Ушли и другие музыканты, которые издавались на Sony music. Новые альбомы этих групп – не буду их называть, их и так все знают, - выходят на других лейблах. У нас такая же история, но несколько иная ситуация, поскольку нам приходится самим решать все эти вопросы, и потому процесс несколько затягивается. Новый наш альбом выйдет на другом лейбле. 

- На каком? 

- Это пока секрет. Вообще, шоу-бизнес – такая штука, в которой очень многое зависит от обстоятельств. Все очень неопределенно. 

- На психику такая вот неопределенность не действует? 

- Да нет… Такая неопределенная жизнь сейчас у всех, не только у нас. Никто не знает, что будет завтра. С другой стороны, мы сами рулим, сами знаем, чего хотим. Идем и делаем то, что считаем нужным. Эта ситуация меня очень устраивает. А что касается звукозаписывающих лейблов… Появляются они в России как грибы после дождя и так же скоро исчезают. Два-три года – и все. А артисты отдают им песни, права, альбомы, строят планы... Но, как правило, больше двух-трех лет эта дружба не продолжается, каждые два-три года приходится искать новых партнеров, а это трудно. 

- С чем связана такая ситуация? 

- С нестабильностью и общим состоянием дел в России. Звукозаписывающие компании стараются забрать все с потрохами и на всю жизнь. Ты отдаешь свои песни как в черную дыру, в никуда. И каждый новый альбом – это как бы рождение заново. С этой точки зрения, музыкантам очень сложно, сложно строить свою историю. 

- Чем ваш новый альбом будет отличаться от предыдущего? 

- Он будет живым и горячим. В нем будет больше жестких вещей. Банально будет, если я скажу, что он будет просто клевый, просто хороший. Это будет осмысленный альбом. Мы вложили в него очень многое. Мы растем, мы взрослеем. Это некоторое подведение итогов за период. 

- Какие-то названия песен из нового альбома перечислите? 

- Люди, которые в теме нашего творчества, слышали их на концертах. Песни «Донна», «Колесо», «Волна»… Будет 12 треков, мы очень хотим, чтобы вошла песня «Тайный знак» в качестве бонус-трека, это единственная не наша песня, которая была титровой песней в одноименном сериале. Песня нам эта нравится. 

- Вы по образованию флейтист, насколько я знаю? 

- Скажете тоже – флейтист!.. Я закончил музыкальную школу по классу флейты и поступил в магнитогорское музыкальное училище, где мы и познакомились с барабанщиком Владимиром Николаенко… Но я ушел в армию, а вернувшись оттуда, мне уже было не до училища… Но музыкальную школу по классу флейты я закончил. 

- Чем был обусловлен выбор инструмента? 

- (Смеется) Не знаю, не знаю… Просто мама решила, что мне именно на этом инструменте надо научиться играть. 

- Какое музыкальное произведение наиболее запомнилось – из тех, которые на флейте были исполнены? 

- Когда я в первый раз в музыкальном училище пришел на репетицию в симфонический оркестр, то был просто потрясен палитрой звуков, звучанием живых инструментов… Я так был поражен, потому что до этого слушал рок-музыку из колонок, а тут - живое звучание... Мне очень нравилось ходить на эти репетиции. Мы играли Глиера, Прокофьева, я просто влюбился в классическую музыку, может быть, если бы я продолжил учебу, то пошел бы именно в классическую музыку. 

- Интересно, насколько бы другой была бы ваша жизнь… 

- Да, у меня были мысли поступить в консерваторию на композиторское отделение… Но тогда времена были интересные накануне перестройки. Тогда ты должен был стать членом союза композитора, чтобы можно было официально что-то писать. Но в жизни все произошло иначе… 

- А нет желания какую-нибудь роковую песню записать с симфоническим оркестром? 

- Совсем недавно мы встречались с дирижером симфонического оркестра оперного театра, и родилась идея что-то сделать вместе с этим оркестром. Я знаю, что из репертуара группы «Томас» что-то уже отобрали. Возможно, к осени увидит свет такая программа… Всем хочется двигаться вперед, расширять свои рамки. Идея очень хорошая, потому этот проект обязательно состоится. 

- Если говорить об уровне челябинской музыки, что вы можете сказать по этому поводу? Челябинский рок жив? 

- Могу сказать, что рок-н-ролльная жизнь в городе присутствует в полном объеме. Есть все ее компоненты и составляющие. Интерес к рок-музыке растет. Если раньше было очень сложно купить гитару, то теперь есть масса магазинов, много фирм, которые могут обслуживать концерты – ставить свет, звук… Все эти структуры появились. Есть интернет-сайт о челябинской рок музыке, существует программа на радио «Студия 1», которая называется «Разбуди дедушку», проводятся различные фестивали. С музыкой в городе все в порядке. Есть даже компания, которая выпускает записи местных музыкантов – я говорю о «Ле Гран». Есть все, что угодно. Все карты музыкантам в руки. В Новосибирске скоро выпустят сборник челябинских групп – там существует некое движение, называющееся «Мегарок». Они издают сборники рок-групп различных городов. Практически все челябинские исполнители в этот сборник войдут. По-моему, будет 18 треков. Так что состояние челябинской музыки вполне здоровое. 

- Лично вам какие челябинские группы нравятся? 

- Мне не хотелось бы кого-то выделять, мы дружим с группами «Индиго Дива», «Сальвадор»… Другое дело, что хотелось бы, чтобы музыканты больший упор делали на запись альбомов. Вот выпустила группа «Резиновый дедушка» альбом – он начал жить своей какой-то жизнью, его слушают, его копируют. То же самое - «Томас». Альбомы челябинских исполнителей появляются, конечно, но очень медленно. Хочется, чтобы на прилавке лежал десяток челябинских альбомов. Группа сильна, когда у нее есть заявка: «Мы записали альбом!» Вот это да, это серьезно! А когда группа записывает пару песен и начинает бить себя в грудь и говорить, что они такие непризнанные… Не знаю… 

- Музыканты, наверное, бедные, у них денег нет на запись… 

- Денег ни у кого нет, а что делать? Я космонавт, но у меня нет космического корабля? Это совсем другая история. У группы «Кино» денег тоже не было. Если ты имеешь желание самовыразиться, но у тебя нет денег, возьми гитару и запиши на магнитофон. А потом нарежь на диск – это вообще ничего не стоит! А если материал реально интересен, то он будет жить. 

- Александр, вы оптимист, да? 

- Да, закоренелый оптимист. Не надо плакаться. 

- Группа «Томас» ставит перед собой какие-то цели? Взять высоту какую-то? 

- Нет, мы на свою Луну уже слетали. 

- Что было вашей Луной? 

- Наши собственные эмоции. Свой кайф мы поймали. Мы ездили по городам в турах, снимали клипы, видели себя по телевизору на канале MTV, слышали свои песни на «Нашем радио», выступали на разных площадках страны. Это наша маленькая Луна, мы на нее слетали, и надо будет - еще раз слетаем. Сейчас мы живем нормальной жизнью. Есть люди, которым наша музыка нравится. В нашем случае обижаться и гундеть – это просто неправильно. У нас все в порядке. 

- Поклонницы по вечерам вам не звонят? 

- Иногда звонят, иногда нет. Я могу поговорить, если человек адекватен и не задает дурацких вопросов, я человек открытый, мне интересно общаться с людьми, и если человек не настроен выплеснуть на меня какую-то негативную энергетику, у нас все нормально происходит. Люди, которые нас слушают, они нормальные, умеющие думать, имеющие собственное мнение. Мы не стремимся создать вокруг себя орду фанатов. 

- Многие челябинцы, я знаю, как-то вот обижаются на челябинских музыкантов, что они не добились сверхпопулярности, славы группы «Аквариум», например… 

- А чего обижаться? Что обижаться-то? Это неправильное отношение, на мой взгляд. Творчество – это не спорт! Не надо на нас делать ставки! Мы не беговая лошадь, которая участвует в забеге и должна принести победу… Мы никому ничего не должны! Город Челябинск есть на рок-карте страны. Когда на «Нашем радио» звучит рубрика «Наша география», группа «Томас» представляет город Челябинск. А что еще надо? Чтобы первые места были в хит-парадах? Да пошли они в баню! Пиар и шоу бизнес – это другая игра! Мы занимаемся творчеством! 

- Московские музыканты не пытались «Томас» растащить по своим группам? 

- Если бы мы остались в Москве, скорее всего, так бы и произошло. Володя Николаенко играл в группе «Мегаполис». Музыкант, с которым мы записывали альбом «Слезы дьявола», Макс Леонов, сейчас играет в группе «Звери», до этого записывал альбом с Андреем Макаревичем и группой «Квартал»… А сейчас коллектив живет и не меняет свой состав. Шесть лет для группы в одном составе – реальный положительный фактор. Это говорит о том, что мы организм, мы музыканты, мы не продюсерский проект. 

- Ваши взаимоотношения с Москвой как складываются? 

- Мы независимая группа, отношения с Москвой у нас складываются легко. Если мы хотим поехать в Москву и поиграть там концерт, то едем. Лично мне Москва не нравится, мне тяжело там находиться более двух недель. Это при том, что я там прожил два года безвылазно. Мне все там не нравится: погода, метро, масса автомобилей, милиционеры, которые тебя останавливают… Это не тот город, в котором бы я хотел жить. Мне нравится приезжать в Челябинск. 

- В Челябинске зато нет такой клубной жизни. 

- Сейчас она появляется – есть «Джаз-бар», есть «Такси-блюз». Было бы неплохо, чтобы появился еще один клуб – скажем, для студентов, по приемлемым ценам, с живой музыкой… Пожалуй, в городе не хватает одного клуба. 

- Почему бы вам самим не заняться этим бизнесом? 

- Тогда придется на группе крест поставить… Я и так многие вопросы сам решаю… 

- Лет через десять кем себя видите? Если это будет не музыка, то что? 

- Наверное, я всегда буду заниматься музыкой. Я 20 лет играю, и, думаю, еще 20 лет буду играть. 

- Книжку какую последнюю прочитали? 

- На меня произвела большое впечатление книга Джея Стивенсона «Штурмуя небеса» - она меня, действительно, встряхнула. А так - Мураками, Коэльо… 

- С личной жизнью у вас тоже все в порядке? 

- У меня сын растет в Магнитогорске, живет с моей мамой, но я часто с ним вижусь. Он, кстати, тоже играет в группе на гитаре, недавно на окончание учебного года привез ему инструмент. Пытается писать песни, - что ж, дело хорошее. Лучше пусть песни пишет, чем без дела слоняется… У меня есть мама, есть отец, есть любимый человек, есть единомышленники. Я практически счастливый человек.


Hosted by uCoz